Оформляем страховку на путешествия. Топ бюджетных компаний
Задумываясь о том, нужна ли вам страховка на время путешествия, стоит руководствоваться поговорками “скупой платит дважды” и “от тюрьмы и сумы не зарекайся”.
Чем экзотичнее страна и её климат, тем больше вероятность, что на новых, неизведанных просторах вам встретится какое-нибудь полуядовитое насекомое или диковинный фрукт, к которому не привык ваш желудок. Или ваш чемодан по ошибке вдруг уедет в другое государство. Или, пока вы нежитесь на чужеземных пляжах, кто-то из домашних решит захворать, и вам придётся экстренно возвращаться в Россию. Или случится ещё что-нибудь, что может подпортить ваши впечатления от вояжа или прервать его. Всё это не значит, что безопаснее сидеть дома и никуда не ездить. Наоборот, отправляйтесь в самые невиданные дали, но в кармане с туристической страховкой и уверенностью в душе, что вы (на всякий случай!) предусмотрели самые разные варианты развития событий.
Кроме того, в некоторые государства, например, страны Шенгенского соглашения, без страховки вы просто не сможете попасть: вам не дадут визу. Рассказываем, как без проблем оформить страховку.
Что такое страховка туриста и для чего она нужна?
Любая туристическая страховка — это ваша гарантия на то, что вы получите помощь в разного рода непредвиденных ситуациях (страховых случаях) и компенсацию расходов, возникших в ходе решения проблемы. Существует большое количество страховых компаний, предоставляющих эту услугу, и типов страховок. Среди последних можно выделить несколько основных:
-
Медицинская страховка на случай внезапной болезни или несчастных случаев
Это самый популярный у путешественников тип страхования, так как здоровье у всех одно. И именно без медицинской, самой базовой страховки, вас не пустят в Шенгенскую зону. Да и вообще при въезде в любую страну при прохождении таможенного контроля сотрудники имеют право запросить у вас медицинский полис. -
Страховка на случай отказа в визе
Оформление этого типа страховки имеет смысл, если вы направляетесь в страну, которая даёт визы не слишком охотно: например, этим известны США, Канада, Великобритания и Австралия). Даже если путешествие не состоится, хотя бы часть денег вернётся к вам.
-
Страховка на случай задержки или отмены рейса
Такая страховка покроет ваши расходы, если ваш рейс задержали, а вы из-за этого столкнулись с ощутимыми издержками и проблемами. Это нужно будет обязательно как-то подтвердить: например, вы летели в командировку и не успели на важное совещание, или опоздали на свой трансфер в другой город, или у вас есть оплаченная заранее путёвка, а тут вдруг невылет, и так далее. Компенсация обычно выплачивается в случаях, если регулярный рейс задерживается более, чем на три часа, а чартерный — более, чем на шесть.
-
Страховка на случай потери или повреждения багажа
Потеря багажа или поломка чемоданов - частая и неприятная история в путешествиях, особенно тех, которые сопряжены с трансферными перелётами. Чтобы без вещей вам было не так грустно, страховка покроет какую-то часть стоимости того, что вы брали с собой из дома.
Это самые общие и распространённые типы страховок. Но поездки бывают разными, поэтому тут стоит ориентироваться на то, каким именно будет ваше путешествие за границу.
Что нужно учесть при покупке. Особенности страховки
Исходите из собственных рисков: как собрать “пакет” страховых случаев
Чтобы оформить страховку, которая действительно убережёт вас от множества неприятных последствий, задумайтесь: с какими рисками вы можете столкнуться в поездке? И внимательно прочтите перечень страховых случаев базовых страховок. Существуют медицинские страховки, где в этот перечень входит только репатриация останков.
Одно дело, если вы собираетесь смирно лежать на шезлонге рядом с отелем All Inclusive. А вот если планируются походы в горы, рафтинг, дайвинг или другие виды активного отдыха, стоит продумать дополнительное страхование, которое покроет выплаты за лечение в случае травм и несчастных случаев.
Базовые страховки не гарантируют компенсаций за обращения в клиники после повреждений, связанных с экстремальными видами спорта.
То же самое касается и обострения хронических болезней, очень пожилого возраста и ранних сроков беременности. Предполагается, что ухудшение самочувствия в этих случаях — вполне вероятная вещь, и, отправляясь в путешествие, вы в любом случае рискуете. Но можно оформить страховой полис, который покроет издержки, связанные с медицинской помощью старикам, хроническим больным или беременным женщинам (чаще всего до определённого срока). Цена страховки в таких случаях, конечно, возрастает.
Также помните, что если вы путешествуете с детьми, то риск прерывания поездки, невылета или госпитализации тоже может считаться повышенным. А если летите с несколькими пересадками, шансы, что ваш багаж потеряется, возрастают пропорционально количеству этих пересадок.
Вы можете переживать за квартиру, которую оставляете без присмотра, за личный автомобиль, на котором будете колесить в путешествии, нуждаться в помощи переводчика или юриста, или столкнуться с кражей на улицах криминального района, где имели несчастье забронировать отель. Теоретически можно застраховать себя и своё имущество на все случаи жизни. Таких нюансов всегда много, но предусмотреть их можете только вы сами: никакая страховая компания не будет делать этого за вас.
Планируйте путешествия досконально
Бывают случаи, в которых в путешествии хочется или приходится задержаться. И такие ситуации всегда стоит иметь в виду, оформляя туристическую страховку. Помните, что срок действия страховки и количество дней путешествия, в которые вы можете ей воспользоваться, - это по умолчанию разные вещи. Указывайте количество дней, которые покроет полис, с запасом, а не дата в дату. Хотя бы на случай задержки рейса как ситуации, которую можно предусмотреть.
Если вы планируете несколько путешествий в году, да ещё и в разные страны, чаще всего есть смысл оформить страховку на год и выбрать нужное вам количество дней: 30, 45, 60 или 90. Это куда дешевле и проще, чем покупать несколько страховых полисов, по одному перед каждой поездкой. Можно также приобрести страховку для отдельных групп стран, например, для Шенгенской зоны или Юго-Восточной Азии. Или для путешествий по всему миру, кроме стран, где происходят военные конфликты.
Учитывайте сроки оформления и возможность продления страховки
Страховка для путешествий не начинает действовать мгновенно. Ваш полис считается актуальным, как правило, через 5 дней после оформления. Страховые компании специально продумали этот момент: так вы не сможете получить выплату при оформлении страховки после того, как что-то уже случилось и вам гарантированно потребуется немедленная помощь. Поэтому позаботьтесь об оформлении полиса заранее, а ещё обратите внимание на то, как при необходимости можно продлить действие страховки и вообще возможно ли это. Некоторые российские страховые компании для продления требуют явки в офис, что затруднительно, когда вы в путешествии: понадобится помощь друзей или родных.
Оформите несколько страховок, если это удобнее
Взвесив личные риски, вы можете выбрать два способа туристического страхования: купить одну базовую страховку и добавить к ней нужные вам опции за соответствующую плату или оформить несколько разных страховок, покрывающие конкретные страховые случаи (главное — потом в них не запутаться!).
Также необязательно оформлять именно или только российскую страховку. Можно оформить местную, то есть полис той страны, куда вы направляетесь. Он будет действовать только на территории конкретного государства. Наличие такой страховки часто является обязательным в случае длительного пребывания на территории страны, например, если вы учитесь или работаете за границей. А обычному туристу местное страхование может понадобиться, если в перечень страховых случаев необходимо включить что-то совсем уж специфическое.
Например, в Азии популярны виды транспорта, использование которых сложно или нельзя включить в обычную российскую страховку.
Не слишком экономьте
Оформляя страхование от несчастного случая, каждый надеется, что пользоваться полисом не придётся. Но в покупке страховки нет никакого смысла, если его наличие не компенсирует вам реальный ущерб. Поэтому продумывать стоит не только риски, но и логичную в связи с ними сумму покрытия. Самая стандартная сумма для Европы – 30 000 евро, для большинства других стран — около 50 000 долларов. Но если вы отправляетесь в страну с особенно высоким уровнем жизни, собираетесь кататься на сноуборде по чёрным трассам или погружаться на дно Марианской впадины, помните, что лечение постфактум будет очень дорогим, и не скупитесь.
Узнайте про порядок выплат в страховых случаях
Есть две схемы оплаты издержек в страховых случаях:
А) Вы оплатили все расходы сами, сохранили и предоставили страховой компании чеки, и вам вернули деньги.
В) Вы ничего не платите на месте, и все издержки сразу берёт на себя страховая компания, в которой вы оформляли полис.
Выбирать страховку стоит в том числе по этому фактору. Ведь если у вас не будет достаточной денежной суммы, а по договору страховая компания обязуется компенсировать расходы постфактум, вам могут не оказать помощь. Исключения составляют случаи экстренной госпитализации.
Что делать, если наступил страховой случай?
Точный алгоритм ваших действий должен быть прописан в самой страховке или озвучен вам консультантом страховой компании при покупке услуги. Но в большинстве случаев сделать вам нужно следующее:
-
Убедитесь, что ваш случай действительно страховой.
Чтобы не тратить время понапрасну, если есть возможность, сверьтесь со списком страховых случаев, которые включены в вашу страховку.
-
Позвоните по номеру, указанному на страховке.
Опишите, что произошло, сообщите, где вы находитесь, и ответьте на вопросы консультанта. Ваш страховой случай зарегистрируют. На всякий случай зафиксируйте время звонка в компанию.
-
Отправляйтесь в клинику или ждите помощи.
Далее следуйте указаниям консультанта: он направит вас в то учреждение, где вам окажут помощь, или пришлёт специалиста туда, где вы находитесь.
-
Внимательно заполняйте необходимые документы.
Для получения помощи наверняка придётся заполнять какие-то бланки. Внимательно читайте, что вас просят подписать, и каждый свой шаг согласовывайте с консультантом страховой компании. Уточните, точно ли вам не придётся брать расходы или их часть на себя.
-
Сохраните чеки и документы.
После того, как вам оказали помощь, убедитесь, что у вас в наличии все необходимые документы, которые нужно предоставить страховой компании для получения компенсации.
Как выбрать страховую компанию
Покупайте страховку для путешествий у компаний, прошедших проверку временем и соответствующих ряду параметров.
Важна не только страховая компания, но и сервисная. Именно сервисная компания, или ассистанс, взаимодействует с клиниками и учреждениями на месте при регистрации страхового случая. Поэтому при выборе полиса важно узнать, с какой компанией-ассистансом работает страховая. Если ассистанс никому неизвестный, велика вероятность, что там, куда вы отправляетесь, он работать не будет, и помощь вам не окажут. Самые известные сервисные компании международного уровня с признанным именем — это Europ Assistance, Class Assistance, Allianz, Savitar, Balt Assistance и ещё несколько, упоминания о которых легко найти в интернете. Если в поисковой выдаче ничего нет, пора насторожиться.
Смотрите на наличие франшизы. Стоит покупать страховку для путешествий без франшизы или с так называемой “нулевой франшизой”, с которой выплаты покроют любые расходы в пределах установленной суммы. Франшиза же позволяет страховым компаниям уйти от мелких выплат (до 50-100 долларов).
Ориентируйтесь на отзывы. Большая часть отзывов должна быть положительными или нейтральными. Обращайте внимание, какого рода претензии возникают у путешественников к компании: по поводу реальных выплат, задержек, незарегистрированных страховых случаев и т.д.
Ищите возможность оформить страховку онлайн. Логика проста: если есть возможность сразу оформить страховку онлайн, то и продлить в случае чего её можно будет дистанционно, даже если вы находитесь в путешествии.
При поиске используйте агрегаторы. На сайтах вроде Cherehapa удобно настраивать поиск по фильтрам, что ускорит процесс выбора в разы. И покупать зачастую на таких сервисах выгоднее, чем через официальные сайты.
Топ-10: Лучшие страховые компании для путешественников
Выбирая страховую компанию, исходите из региона, в который вы направляетесь: не все компании работают со странами Океании, островами Карибского бассейна и даже Юго-Восточной Азией. Определившись с этим ключевым параметром, можно сопоставлять их по цене страховки, набору включённых страховых рисков и ассистансу.
Страховая компания |
Ассистанс |
Регионы |
Согласие |
AP Companies |
весь мир |
Сбербанк Страхование |
Europ Assistance |
страны Шенгена, ЮВА |
ВТБ |
Global Voyager Assistance |
весь мир |
Тинькофф Страхование |
Europ Assistance |
страны Шенгена, ЮВА |
Liberty Страхование |
Class Assistance |
весь мир |
Арсеналъ |
Balt Assistance |
весь мир |
Абсолют Страхование |
Europ Assistance |
страны Шенгена |
Zetta |
AP Companies |
страны Шенгена |
Альфа-страхование |
Global Voyager Assistance, Class Assistance |
весь мир |
Ингосстрах |
Asiser Assistance, Remed Assistance, Smile Assistance |
страны Шенгена |
Peco-Гарантия |
Europ Assistance |
весь мир |